Юрий Дружкин

На главную

Концерт, который состоялся

 

3 марта в Доме Композиторов состоялся авторский вечер композитора Ефрема Подгайца. Вечер действительно состоялся в полном смысле этого слова. Состоялся как встреча, где всем собравшимся было по-домашнему тепло. Состоялся как концерт, где не прозвучало ни одного неудачного номера. Состоялся как действо с ясно ощущаемой единой смысловой линией. Произошло то, что случается достаточно редко: исполненные на концерте разные произведения сложились в одно большое, образовав на новом масштабном уровне новое единство содержания и формы. Сам концерт стал произведением, целостным художественным текстом.

Одна из причин этого удивительного феномена, безусловно, – сами участники. Ассоциация «Classica Nova» далеко не впервые выступает в самой активной роли на творческих вечерах и концертах Ефрема Подгайца. Между композитором и исполнителями в последние годы сложилось настоящее крепкое творческое содружество. На этот раз вместе с ними в концерте принимала участие детская хоровая студия «Весна» под руководством Александра Пономарева. С ними композитора объединяют давние творческие отношения.  И в первом и во втором случае отношения творческие неотделимы от глубоко личных. На этом вечере мы увидели союз трех поколений: «Classica Nova» (молодые музыканты и новые друзья), «Весна» – старая дружба и старые творческие связи, но все новые поколения юных участников. Их совместное появление на сцене – радостное и одновременно знаковое событие. Его значимость была подчеркнута еще и тем, что именно первый и заключительный номера концерта были исполнены ими совместно, образовав ясно ощущаемую смысловую арку.

Впрочем, такое именно расположение номеров программы не только подчеркнуло значимость творческого единения двух замечательных коллективов. Взаимное расположение исполняемых произведений высветило некоторые очень важные, но не лежащие на поверхности особенности композиторского мышления автора. И то, что в его творчестве присутствовало всегда, но скрыто, подспудно, вдруг получило возможность заявить о себе в полный голос.

Открывала первое отделение «Ода греческой вазе» для детского хора и двух фортепиано соч. 138 на стихи Дж. Китса. (Исп. Детский хор «Весна» под руководством Александра Пономарева, Святослав Липс и Юлия Тихонова). Последним номером второго отделения прозвучала «Лунная свирель», кантата-сказка соч. 51 для хора, флейты, скрипки, фортепиано и ударных (Исп. Детский хор «Весна»; Татьяна Ларина – флейта; Александра Чаплыгина – скрипка; Святослав Липс – фортепиано; Виктор Гришин – ударные. Дирижер – Александр Пономарев). Эти два произведения, очень разные по форме и художественному языку, по теме, по времени и истории своего создания, по многим иным характеристикам, будучи «принудительно» включенными в ситуацию прямого взаимодействия, неожиданно обнаружили глубочайшую внутреннюю близость. Так стрелки двух компасов, оказавшихся на близком расстоянии, поворачиваются друг к другу, делая явным существование неких незримых сил. 

Два произведения вступают в диалог. Тема диалога может быть с известной долей условности обозначена как коллизия времени и вечности, нетленного и преходящего, и особое предназначение (и судьба) Художника, самой природой вещей поставленного на острие этой проблемы. Этим был определен главный смысловой строй всего вечера. Просто удивительно, сколь и естественно включились в диалог остальные произведения, прозвучавшие на нем! Большинство вещей исполнялись уже неоднократно. Многие записаны на пластинки и диски. У меня же было отчетливое ощущение, что я знакомлюсь с ними как бы заново. А заодно, в каком-то смысле, и с самим автором. Разумеется, речь может идти лишь об иной ценностной перспективе, в которой раскрылись хорошо знакомые особенности творческого почерка.

Интенсивная игра с метроритмом, а по сути своей, с потоком времени. Но теперь за этим ясно угадывался интерес не к самому потоку и не к игре с ним, а к тому, что есть по ту сторону. Игра со стилем, жанром, формой, свободный переход через все границы, отделяющие их друг от друга; игра с интонацией, ее переосмысление и переинтонирование… . Внутренний смысл этого становится все более очевидным: показ обманчивости форм есть стремление к обретению устойчивого и реального, охота за относительностью скрывает надежду найти абсолютное, умение обнаруживать и убедительно демонстрировать парадоксы – страстный поиск истинного.  Все это всегда было присуще мышлению композитора, но в качестве некоей скрытой пружины. На творческом вечере 3 марта произошла явная и отчетливая манифестация отношения к абсолютным ценностям.

«Ода греческой вазе» и «Лунная свирель» не просто оказались на противоположных краях программы (в начале и в конце). Они образуют более существенную симметрию – они концептуально симметричны. В «Оде» искусство предстает в качестве волшебной силы, доносящей к нам из далекого прошлого живые (вечно живые) мгновения текучего бытия. Движение направлено из прошлого в настоящее, из круга вечности в текущее линейное время. Гармония служит мостом, соединяющим эти полюса. Прежде всего, гармония Красоты и Правды, доведенная до степени тождества:  «В прекрасном – правда, в правде – красота, вот все, что нужно помнить на земле».

Добрая красота «Лунной свирели» скрывает совсем иные мотивы. В ней, хотя и в предельно мягкой форме, присутствуют разлад и трагедия, страх и отвага, героизм и смерть. Бесстрашный заяц, играющий на своей свирели лунной ночью на открытой лесной поляне под пристальным взглядом старого многоопытного филина, съевшего за свою долгую жизнь немало таких странных зайцев… . От рациональной в своей сути гармонии «Оды» здесь нет и следа. Ее солнечная атмосфера сменилась атмосферой призрачного лунного сияния. Закончился прилив – начался отлив. Основное движение – уже не к нам, а от нас, из времени в вечность, из мира дольнего в мир горний. Зато, мост, соединяющий эти два мира, здесь все тот же – музыка, искусство, красота. Уходя по этому мосту в вечность, заяц (художник) спасается от когтей старого филина. Кто же такой филин? Фигура многозначная. Одно из возможных толкований – само Время, Хронос, пожирающий своих детей. Исключение – для творцов, добровольно исчезающих в своем творении. Заяц – один из таких. Филин его сначала просто не понимает, а потом и не видит: стал прозрачным, ушел в свою флейту (музыку) по самые уши, а затем распался на целый сонм лунных зайчиков, играющих каждый на своем инструменте «Старинную французскую песенку». Так чистое линейное время (Хронос) не понимает и не видит возрождения, бессмертия. Но и пребывающая в своем кругу Вечность не знает и не видит смерти.

Соединение этих позиций, замыкание времени и вечности, смерти и возрождения в единую смысловую цепь – суть большинства мистерий. Сделав это путем соединения в одно действо двух таких произведений, музыканты воспроизвели на концерте саму эту мистериальную суть. Возможно, и не  имея этого в виду.

Попав в столь мощный контекст, остальные произведения как бы засветились новыми красками. (Музыка ведь тоже способна перевоплощаться). «Мозаика» для двух флейт (соч. 81 (bis)) – последовательность восьми коротких разнохарактерных миниатюр – картинок (Интродукция, Квадрат, Септаккорды, Вальс, Контрапункт, Гавот, Инвенция, Считаем до семи). Странные это картинки. Как бы нарисованные белым по белому. Рисунок и фон, неразличимые по цвету и равные по значению, превращаются друг в друга, будучи одним и двумя одновременно. Так две стороны кольца Мебиуса парадоксальным образом оказываются одной поверхностью. Флейта (Татьяна Ларина) и флейта-альт (Владимир Серов) звучат, то как два разных инструмента, то как один, но с расширенным диапазоном. В природе подобное раздвоение единого и возникающую на этой основе игру форм можно наблюдать, например, созерцая игру воды. Исполнители безупречно донесли эту концепцию. Я же все почему-то надеялся, что они ее преодолеют, не маскируя, но акцентируя неодинаковость и неслиянность своих человеческих «я».

Соната-партита для фортепиано (соч. 57) – сочинение знакомое публике. В том числе и в исполнении Святослава Липса. Не смотря на это обстоятельство, оно произвело впечатление глубокое и обновленное. Привычная уже игра со стилями приобрела смысл активной работы с культурной памятью, позволяющей не только «путешествовать во времени», но и творчески с ним взаимодействовать.

В начале второго отделения прозвучала сюита для флейты и фортепиано «Образы Рильке» в исполнении Татьяны Лариной (флейта) и Святослава Липса (фортепиано). Это – инструментальная версия вокального цикла написанного в 1978 году. Интересно, что от слов не отказались окончательно, но «вынесли их за скобки», прочитав непосредственно перед исполнением музыки.  Слово и рожденная на его основе музыка оказались разделенными во времени. Чудо же состояло в том, что, не смотря на эту проделанную у всех на глазах операцию по отсечению слова от музыки, слово продолжало жить и звучать в каждой ноте этого ставшего «чисто инструментальным» произведения.

Концерт для гитары и органа (соч. 168) прозвучал в исполнении Дмитрия Татаркина (гитара) и Юлии Пирожихиной (орган). Трудно представить себе что-либо более далекое друг от друга, чем эти два инструмента. Масштабность и космизм органа, его мощь, его объективная, над-личная природа, с одной стороны, камерность и сердечность гитары, ее подчеркнутая субъективность, капризная эмоциональность, колеблющаяся между подчеркнутой слабостью и взрывной энергетикой, с другой. Но именно эта ось и является, по-видимому, самой напряженной в отношении времени и вечности, вокруг которого как-то сами собой выстроились все номера концерта.  Предельный масштаб смыслового контраста был достигнут, его напряженность сохранялась от первого до последнего звука. Замысел был понят и принят.

А потом была «лунная свирель», овации и исполнение части кантаты на бис.

И хор «Весна», и ассоциация «Classica Nova» не раз знакомили публику с новыми произведениями Ефрема Подгайца. 3 марта 2003 года они объединили свои усилия, чтобы дать нам возможность по-новому услышать известные произведения известного композитора, по-новому увидеть его самого.

 

Март 2003 г.

© Дружкин Ю.С. 2004 г.

 

Наверх

На главную

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

Hosted by uCoz