ДРУЖКИН  ЮРИЙ САМУИЛОВИЧ

 На главную

Проблема детерминированности искусства системой общественных и индивидуальных потребностей

 

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

 

 

 

 

Научный руководитель -

доктор философских наук,

профессор Г.И. Куницын

 

МОСКВА - 1987

 


 

 

1.      Общая характеристика работы

 

Актуальность темы.   Для любой научной дисциплины фундаментальным является вопрос о детерминизме изучаемых ею явлений. Научное исследование искусства не является исключением из этого общего правила. Искусство - явление социальное. Следовательно, важнейшие его детерминанты имеют социальный характер. Особое место среди них занимают общественные и индивидуальные потребности, удовлетворению которых служит искусство как вид человеческой деятельности.

Интерес к этой проблеме неуклонно повышается. Научное познание природы искусства, его места в жизни служит практическим задачам культурного строительства. Одно из первых мест здесь занимает проблема формирования и развития духовного мира человека, его духовных запросов. Хотя выяснению возможностей искусства воздействовать на человеческую личность, служить удовлетворению и возвышению потребностей человека посвящено уже немало исследований, тема эта еще далеко не исчерпана.

В ее исследовании особое значение приобретает проблема человека. Причем, оказывается необходимым развивать собственно эстетический подход к этой проблеме. В соответствии с этим, основным объектом исследования является в диссертации отношение природы искусства к природе человека, взаимодействие природы человека как непосредственного субъекта и главного объекта художественного освоения и природы искусства, механизмов и закономерностей его функционирования.

Художественное освоение есть человеческая деятельность, движимая потребностями как общества, так и индивидов. По отношению к этим потребностям искусство выступает как способ их удовлетворения. Искусство как особый способ удовлетворения потребностей человека и общества, рассмотренное в его отношении к этим потребностям, и составляет собственно предмет исследования.

Целью исследования является построение и обоснование концептуальной модели, раскрывающей:  1) способ удовлетворения искусством потребностей общества и индивида;  2) систему общественных и индивидуальных потребностей, удовлетворяемых данным способом и обуславливающих его необходимость;  3) реализацию этого способа в процессе удовлетворения той или иной отдельно взятой потребности. Способ этот получил в диссертации название функциональной основы искусства (ФОИ).

Задачи исследования:

1)      Дать теоретически обоснованное определение функциональной основы искусства (ФОИ), т.е. общего и существенного для искусства способа удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей, способа, отличающего искусство от иных видов деятельности, но необходимого для самого искусства.

2)      Предпринять предварительный анализ структуры ФОИ, выявить основные его составляющие.

3)      Показать как проявляет себя ФОИ в процессе удовлетворения различных общественных и индивидуальных потребностей.

4)       Обосновать ФОИ как объективную и устойчивую основу системы удовлетворяемых искусством потребностей и осуществляемых им функций, конкретные наборы которых могут в известных границах варьироваться.

 

Основные методологические установки:

1)      Монистический взгляд на природу человека, рассматривающий человека в его био-социальном единстве.

2)      Положение о потребности как объективной основе и предпосылке любой человеческой деятельности.

3)      Идея о всестороннем и гармоническом развитии способностей человека как важнейшей его потребности, как высшей цели общественного развития. В этой связи особую важность приобретает вопрос о диалектике способностей и потребностей.

4)     Рассмотрение общественных и индивидуальных потребностей как единства противоположностей в их взаимосвязи и взаимоопосредовании, как потребностей человеческого общества и общественного человека.

 

Научная новизна исследования связана, в первую очередь, с обосновываемым и анализируемым в нем понятием ФОИ. Формулировке этого понятия предшествует анализ диалектики способностей и потребностей человека. Ряд положений, сформулированных в ходе этого анализа, а также сам аппарат анализа, обладает научной новизной. Само понятие ФОИ позволяет по-новому систематизировать теоретическое знание о функциях искусства, о потребностях, удовлетворяемых им, о механизмах и принципах художественного воздействия. Кроме того, оно может служить инструментом при разработке общих теоретических вопросов, касающихся тех или иных видов искусства.

Практическая значимость работы состоит в том, что она должна способствовать такому укреплению взаимопонимания эстетики с другими науками, которое облегчило бы их взаимообогащение, не порождая риска потери эстетикой своего собственного предмета и своих собственных методов.

Объем и структура работы. Диссертация содержит 169 страниц машинописного текста и список литературы. Основной текст диссертации разделяется на две части. Первая часть посвящена обосновыванию, формулировке и анализу понятия ФОИ и состоит из трех глав. Вторая часть - использование этого понятия при анализе общественных и индивидуальных потребностей, детерминирующих искусство и удовлетворяемых им, также состоит из трех глав. Диссертация обрамлена введением и заключением.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении дается обоснование теоретической и практической значимости темы диссертации, анализируется степень ее научной разработанности, характер проблемной ситуации, определяются цели и задачи исследования, обосновывается подход к проблеме и общие методологические установки исследования.

 

ЧАСТЬ I. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ИСКУССТВА (ФОИ)

 

ГЛАВА 1. Некоторые методологические аспекты постановки проблемы человека в эстетике

 

Ни одна проблема эстетической науки не находится, как правило, в стороне от проблемы человека. Искусство творится человеком и для человека. И в творчестве и в восприятии искусства реализуются многообразные человеческие способности, удовлетворяются человеческие потребности. Эстетическое наслаждение и творческое вдохновение - состояния сугубо человеческие. Эстетическое отношение к миру есть существенно человеческое отношение. Эстетические категории обобщают и классифицируют различные виды эстетического отношения; они охватывают собой все явления, но лишь по отношению к человеку, к его общественной сущности.

В своем известном определении творчества по законам красоты Маркс связывает это понятие с реализацией родовой сущности человека как существа, производящего универсально, свободно, воспроизводящего всю природу, творящего по мере любого рода и вида.

Это значит, что в сферу интересов эстетики входит знание о творческой природе человека, о способах и формах деятельной реализации этой природы, об обусловленных этой природой потребностях, о связанных с ней радостях и страданиях.

Этим, отчасти, объясняется, что проблемы, традиционно считавшиеся областью эстетики и искусствоведения, вызывают все больший интерес со стороны таких наук, как психология, социология, семиотика, теория информации и др. Искусство - деятельность человека, причем, такая, где он раскрывает себя универсально. Именно как таковая она обладает тем богатством  различных сторон, которые становятся объектом изучения соответствующих научных дисциплин. Однако подобные исследования, будучи весьма плодотворными при изучении какой-либо из сторон художественной деятельности, не могут претендовать на раскрытие ее сущности. Это - собственная задача эстетики. Ее же задачей является теоретическое осмысление и обобщение результатов изучения искусства методами смежных наук.

Но для этого необходимо определить собственно эстетический подход к проблеме человека и его деятельности, собственно эстетический предмет в исследовании этого общего для многих наук объекта. При этом, эстетика не может ограничиваться каким-то частным аспектом рассмотрения человека. Человек проявляет себя в эстетической сфере универсально и целостно, в гармоническом единстве всех сторон своего био-социального существа. Поэтому-то художественная деятельность и становится объектом изучения такого большого числа разных наук. И для того, чтобы интерпретировать данные этих наук, эстетика должна не только обладать своим взглядом на человека, но и быть способной видеть всего человека, универсально и целостно.

Ключом к решению этой теоретической задачи является, по мнению диссертанта, отношение человека к общественному производству как объективной основе человеческого способа жизни. В этом отношении человек выступает как  а) главная производительная сила,  б) носитель производственных отношений,  в) главный продукт и самоцель общественного производства.  Именно в этом статусе, снимающем и синтезирующем оба предыдущих, становится человек субъектом и главным объектом эстетического освоения, и именно как таковой он интересует эстетическую науку, берущую его во всем многообразии сторон его натуры. Если это действительно так, то рассмотрение объективной диалектики целесообразности становится задачей эстетической науки, ибо существенным становится вопрос о превращении богатства человеческих сил из средства в самоцель. Не менее существенным становится выяснение роли искусства в этом превращении, вопрос об отношении ФОИ к этому процессу.

 

ГЛАВА 2.  Диалектика способностей и потребностей - ключ к пониманию ФОИ

Проблема целесообразности и целеполагания традиционно принадлежит к кругу интересов эстетической науки. Конкретная задача, стоящая перед диссертантом, состоит в том, чтобы попытаться в общем виде сформулировать логику развития способностей человека, их превращения из утилитарного средства жизнеобеспечения в самоцель. Далее, необходимо определить тот способ, благодаря которому искусство может оказывать позитивное воздействие на процесс развития человеческих способностей, стимулировать их активность, раскрепощать их и гармонизировать, дарить человеку радость свободной игры его жизненных сил. Способ этот и есть ФОИ. В центре внимания, таким образом, оказывается объективная диалектика целесообразности, универсальная для всего живого, но достигающая своего высшего развития на уровне человеческой творческой деятельности, прежде всего, в искусстве. 

Открывать заново эту диалектику нет необходимости.  Те или иные ее аспекты проанализированы многими авторами в работах по физиологии, психологии, биологии, кибернетике. В соответствии с задачами диссертации ее необходимо рассмотреть  а) как предпосылку художественной деятельности, проявляющую себя на общебиологическом уровне;  б) особенности ее проявления в жизнедеятельности человека;  в) проявление ее общебиологических и общечеловеческих моментов в художественной деятельности. Этой задаче и посвящена вторая глава В ней вырабатывается весь основной понятийный аппарат диссертации, вводится ряд новых терминов. Наиболее важные из них следующие.

Гомеостазисный механизм (ГМ) - определенный конкретный способ, при помощи которого организм осуществляет свое приспособление к действию определенных отрицательных  (энтропийных) факторов. Эти факторы были названы основанием ГМ. Возникнув однажды, ГМ сам становится частью организма как целого, а его функционирование становится частью жизни организма. С одной стороны, жизнь организма есть цель функционирования ГМ. С другой стороны, жизнь организма есть не что иное, как процесс целесообразного функционирования ГМ, составляющих в своей совокупности данный организм. Теперь ГМ - не только средство, но и цель. Его функция уже не только способность, но и потребность, его активность уже не только обеспечение, но и осуществление жизни, его основание - не только отрицательный, но и положительный фактор, предмет потребности. Происходит смещение цели, имеющее целый ряд существенных моментов, порождающее целый комплекс противоречий; некоторые из них, имеющие непосредственное отношение к проблеме диссертации, проанализированы на ее страницах.

Множество ГМ организма будем называть его жизненным содержанием. Множество оснований  организма будем называть его жизненным полем. Из взаимодействия этих моментов складывается способ жизни организма.  Эти понятия позволяют осуществить переход к рассмотрению особенностей проявления диалектики целесообразности на уровне жизнедеятельности человека.

Основой человеческого способа жизни выступает общественное производство. С этим связан целый ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что ведущее место в системе жизненного содержания человека занимают способности духовного характера, соответствующие, прежде всего, задачам познания и общения, без которых невозможен сам человеческий способ жизни. Способности эти служат не только индивиду, но и обществу, их целесообразность поэтому оказывается двойной. Соответственно и их основания суть двойные. Особое значение имеет общественный характер существования общечеловеческой сферы жизненного содержания. Оно хранится и передается не биологическим путем, не в генах, а, преимущественно, социально. 

Производство человеческого способа жизни выступает как необходимый момент всего процесса общественного производства. Искусство играет особую роль в этом процессе. Роль эта непосредственно связана с ФОИ. Формулировка ФОИ является основным теоретическим выводом главы. В соответствии с ним осуществление функционального синтеза  способностей человека (общечеловеческой сферы жизненного содержания) путем моделирования) путем моделирования их оснований (составляющих жизненное поле этой сферы) и есть тот специфический способ, при помощи которого искусство удовлетворяет общественные и индивидуальные потребности. Под функциональным синтезом понимается своего рода актуализация внутреннего единства системы жизненного содержания, происходящая благодаря вовлечению составляющих ее способностей в процесс активной жизнедеятельности.  Этот способ и был поэтому назван функциональной основой искусства (ФОИ).

 

ГЛАВА 3. Структура функциональной основы искусства

 

ФОИ, как видно из определения, имеет две стороны:  1) функциональный синтез способностей человека;  2) моделирование жизненного поля (оснований) для этих способностей. Первая сторона раскрывает отношение ФОИ к человеку как к объекту художественного воздействия и как к субъекту художественного восприятия и творчества. Вторая - отношение ФОИ к действительности, воспроизводимой в искусстве. Вторая сторона также имеет отношение к человеку, но уже как к объекту художественного воспроизведения. 

ФОИ в отношении к человеку. Функциональный синтез способностей человека совершается не только средствами искусства. Однако в искусстве он имеет свои особенности. Искусство является единственным видом деятельности, специально нацеленного на достижение максимально полного и гармоничного функционального синтеза способностей. Искусство совершает этот синтез наиболее универсально, и эта универсальность выступает как цель. Способность искусства осуществлять функциональный синтез выступает как величайшая ценность, т.к. функциональный синтез - это утверждение гармоничного и целостного человека в его самоценности.

В соответствии с принципом смещения цели, рассмотренном в предыдущей главе, всякая генетически более поздняя способность, выступающая первоначально как средство, превращается в самоцель. В результате, более позднее и более сложное подчиняет себе то, что стоит на более ранних ступенях фило- и онтогенеза. Эта закономерность была названа нами принципом прогрессивной иерархии. Искусство вовлекает в процесс активной жизнедеятельности целый комплект человеческих способностей. Но организует их жизнедеятельность оно так, что ведущее положение занимают высшие духовные способности человека, то, в которых проявляется его общественная сущность, что соответствует принципу прогрессивной иерархии.

Функционирование способностей человека выступает здесь как осуществление их жизни, то есть как акт свободный, детерминированный не только внешними условиями, но и внутренними побуждениями к активности. Значение этого становится понятным, если вспомнить, что коммунистический труд является самым исторически значительным актом перехода человеческой жизнедеятельности с уровня обеспечения жизни на уровень осуществления жизни. В этом состоит фундаментальная общность двух идеалов - эстетического и коммунистического.

С этим же связан гедонистический момент. Осуществление жизни любой способности служит источником удовлетворения, так сказать, "радости жизни" этой способности. Эстетической наслаждение, доставляемое искусством, выступает как "радость жизни" высших духовных сил человека.

Наконец, функциональный синтез означает не только оживление некоторого множества человеческих способностей, но и их внутреннюю организацию, подчинение некоторой единой задаче. В этом проявляется его значение как средства формирования личности.

Отношение ФОИ к действительности определяется тем, что искусство выступает как особого рода отражение действительности, включающее моделирование оснований для вовлекаемых в жизнь способностей человека. Моделирование оснований выступает как необходимый и существенный момент художественного воспроизведения действительности. Художественная модель является аналогом прототипа (то есть реального основания) прежде всего по характеру  своего оживляющего действия на соответствующую способность. Это вытекает из самой сути ФОИ.

Этот вид моделирования рассматривается далее с трех сторон:

1)      избирательность моделирования (т.е. какие именно объекты реальности, какие их стороны и свойства подлежат воспроизведению);

2)      средства моделирования (прежде всего, свойства моделирующей системы и способы их использования);

3)      направленность моделирования (т.е. на оживление каких именно способностей направлено воздействие этой модели).

 

Проделанный анализ показывает, что ФОИ, взятая в единстве двух своих сторон, выступает одновременно и как способ освоения действительности, и как способ освоения человека. Иными словами, ФОИ есть особый способ освоения человеческой жизни в единстве ее внешнего и внутреннего аспектов. Само понятие ФОИ оказывается, при этом, эффективным теоретическим инструментом для разработки целого ряда важнейших эстетических проблем.

 

Часть II. ИСКУССТВО И ПОТРЕБНОСТИ

 

ГЛАВА 1. Искусство и потребности общества

Необходимость формирования способа жизни индивидов в интересах общества является, по-видимому, наиболее общей общественной потребностью, детерминирующей искусство. В классовом обществе эти интересы предстают как классовые интересы. Искусство может отвечать интересам различных классов потому, что оно способно оказывать как стабилизирующее воздействие на общество, так и служить ускорению его прогресса, играть роль катализатора общественных процессов.

Связано это с тем, что искусство оказывает управляющее воздействие на жизненное содержание людей на самых разных уровнях и в различных аспектах. В диссертации рассмотрены следующие аспекты этого воздействия:  а) формирование системы жизненного содержания в ее целостности; б) корректирование познавательной деятельности;  в) регуляция целеполагания.  Анализ указанных аспектов показал, что лишь прогрессивное искусство находится в действительном соответствии с природой художественной деятельности, с функциональной основой искусства.

Далее специально рассматривается вопрос об отношении искусства к целеполаганию. В любом, даже самом простом трудовом акте "просвечивают" два диалектически противоположных момента: средствоосвоение и целеполагание. Очевидно, что общественное производство не могло бы развиваться, если бы общество накапливать и обобщать, концентрировать и обобществлять свой опыт, как в сфере средствоосвоения, так и сфере целеполагания. Высшей формой развития и закрепления (фиксации) опыта средствоосвоения является наука. В диссертации обосновывается и развивается положение, согласно которому высшей формой освоения общественного опыта целеполагания выступает искусство. ФОИ позволяет сообщать индивиду общественную цель таким образом, что она становится целью самого индивида. Таким образом, одной из важнейших общественных потребностей, детерминирующих искусство, является потребность в общественной культуре целеполагания.

 

 

 

ГЛАВА 2. Искусство и потребности человека

 

Искусство способно удовлетворять потребности общества потому, что обладает средствами воздействия не человека. Взаимодействие человека с искусством носит свободный характер, в этом взаимодействии  человек удовлетворяет какие-то свои, индивидуальные потребности. Эти потребности носят общественный характер (обладают общественной природой) и во многом определяются потребностями общества. Отсюда глубокая внутренняя связь между общественными и индивидуальными потребностями, удовлетворяемыми искусством.

В диссертации рассматриваются три типа (уровня) индивидуальных потребностей, удовлетворяемых искусством:  а) потребности обеспечения жизни;  б) потребности осуществления жизни;  в) потребности вхождения в культуру. При разборе каждого из этих типов показано, каким образом потребности данного типа удовлетворяются в процессе художественного творчества, и каким образом в процессе художественного восприятия.

А) Потребности обеспечения жизни. Можно было бы назвать неспецифическими для искусства из-за их неэстетического характера. Их общим признаком является то, что деятельность по созданию художественных произведений выступает в их контексте лишь средством для достижения внешних по отношению к искусству целей, чаще всего утилитарного характера. Среди потребностей данного типа можно выделить две подгруппы: потребности, удовлетворяемые помимо (вне) ФОИ, и потребности, удовлетворение которых выступает как частичная реализация ФОИ. К первой подгруппе можно отнести добывание средств к существованию, достижение определенного общественного положения и т.д. Сюда же относится и удовлетворение средствами искусства потребностей информационного характера, когда произведение используется как источник необходимой информации.

Потребности второй подгруппы уже связаны с ФОИ таким образом, что их удовлетворение предполагает создание комфорта для тех или иных способностей, но не имеют еще прямого отношения к их функциональному синтезу. Термин "комфорт" в тексте работы означает совокупность условий, благоприятных для осуществления жизни тех или иных элементов жизненного содержания (ГМ, способностей). Сюда относятся такие, как потребность в эмоциональной разрядке, в острых ощущениях, потребность заполнить досуг, и т.д. Художественное творчество и художественное восприятие используют также в терапевтических целях. Потребность в социализации и потребность в регулировании познавательной деятельности также относятся к этой подгруппе. Все они предполагают моделирование комфорта, но не с целью функционального синтеза, а ради воздействия на отдельные комплексы способностей, призванных служить практическим жизненным задачам.

Б) Потребности осуществления жизни. Суть этих потребностей заключается в стремлении к деятельной реализации своих способностей, к синтезированию, интегрированию этих способностей в единый, внутренне целесообразный комплекс, к переживанию непосредственного процесса осуществления жизни как особого наслаждения. Эти потребности, взятые в их отношении к искусству, раскрывают свой эстетический характер, ибо субъективное переживание осуществления жизни высших духовных сил и есть, собственно, эстетическое наслаждение. Таким образом, потребность в получении эстетического наслаждения оказывается необходимым моментом потребности осуществления жизни на этом уровне. Здесь уже функциональный синтез как главная сторона ФОИ обретает свой самоценный характер.

Ступенью к его достижению является возможно более всестороннее моделирование комфорта для различных духовных способностей человека. В тексте диссертации дан разбор некоторых видов комфорта, таких как  а) информационный комфорт (комфорт для познавательных способностей человека);  б) социальный комфорт;  в) ценностный (аксиологический) комфорт;  г) комфорт целеполагания;  д) Я-комфорт;  е) эстетический комфорт. Этот разбор позволяет сделать вывод, что искусство вовлекает в процесс осуществления жизни не только какие-то особые художественные способности, но весь комплекс человеческих духовных сил. Это делает искусство средством глубинного самопознания и самоизменения личности.

В) Потребности вхождения в культуру связаны с потребностью индивида в опредмечивании своего жизненного содержания, в подключении своего индивидуального жизненного содержания к общечеловеческой его сокровищнице. Удовлетворение подобных потребностей превращает искусство в особый сигнал, по которому жизненное содержание, превратив себя в сигнал, преодолевает века и оживает вновь и вновь, будучи воспринятым и ассимилированным все новыми поколениями.

 

 

ГЛАВА 3. Искусство как способ освоения эстетического отношения

На этом уровне происходит действительное снятие противоположности индивидуальной и общественной потребности в искусстве. В эстетическом отношении к миру сам человек и общий прогресс его общечеловеческого жизненного содержания выступает как самоцель.  В эстетическом отношении на качественно новом уровне - на уровне свободной и сознательной деятельности - проявляется свойственное жизни вообще полагание самой себя в качестве своей цели. В эстетическом отношении свободная и сознательная деятельность, полагающая себя как самоцель, переживает свое отношение к породившему ее бытию. 

Субъектом эстетического отношения является человек, чей индивидуальный интерес совпадает и родовым интересом. Но таким общим для рода и индивида интересом является прогресс и, прежде всего, прогресс жизненного содержания (как самоцель). Прогресс жизненного содержания является источником и основой, а также объектом эстетического отношения и оценки. Именно диалектика этого прогресса, порождающая различные эстетические отношения (разные грани эстетического отношения) и оценки, находит свое отражение в эстетических категориях как форме теоретического освоения эстетического отношения.

Далее анализируются объективные моменты диалектики прогресса жизненного содержания, которые отражаются в эстетических категориях, в искусстве. Этот анализ позволяет сделать следующие выводы:

1.      Искусство является формой духовно-практического освоения эстетического отношения во всем богатстве различных его моментов. Оно не разрывает их между собой, не изолирует, не "раскладывает по полочкам" различных категорий, но дает их в синтезе, в динамике их становления, заставляя их "переливаться" друг в друга, как переливаются цвета радуги на гранях отшлифованного алмаза.

2.      Искусство синтезирует их в единое силовое поле жизненных ориентаций человека, детерминируя его притяжение и отталкивание по отношению к различным явлениям. Искусство, во-первых, само есть явление, подлежащее эстетической оценке, и, во-вторых, искусство воссоздает (моделирует) объекты эстетического отношения. Синтез эстетических категорий (категориальный синтез) обнаруживается уже тогда, когда мы рассматриваем произведения искусства как непосредственный объект эстетического отношения (оценки). Любое истинное произведение искусства есть одновременно проявление прекрасного, возвышенного, а иногда и трагического.

3.      Как отражение действительности, искусство также не может не синтезировать эстетические категории, оставаясь в рамках художественности и жизненной правды. Художественность требует синтеза всех высших способностей человека, а значит, и всех его жизненных ориентаций, эстетических, в том числе. Жизненная правда также требует синтеза эстетических категорий, ибо в жизни прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое и комическое слиты воедино. Этот синтез есть продолжение функционального синтеза, но уже на уровне эстетического отношения. Таким образом, он находится в полном соответствии с ФОИ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дается обобщение результатов исследования, подводятся итоги, резюме.

Искусство существует и развивается в силу того, что существуют и развиваются такие общественные и индивидуальные потребности, которые оно способно удовлетворять. Специфический для искусства способ, позволяющий ему служить удовлетворению этих потребностей, был определен нами как осуществление функционального синтеза способностей человека путем моделирования условий их целесообразного применения (жизненного поля). Это было названо функциональной основой искусства (ФОИ).

Теоретическое значение данного понятия заключается в том, что оно позволяет выявить внутреннюю связь потребностей, удовлетворяемых искусством, дает возможность увидеть специфику искусства, как в способе удовлетворения разнообразных потребностей, в осуществлении разнообразных функций, так и в способе объединения этого многообразия в единство.

Далее рассматриваются некоторые варианты классификации и систематизации потребностей, удовлетворяемых через искусство, и функций искусства, оказывающиеся возможными в связи с применением понятия ФОИ. Цель этого обзора состоит не в том, чтобы дать полный перечень всех возможных классификаций, а в том, чтобы показать роль, значение и возможности сформулированного в диссертации понятия ФОИ, показать, что и потребности в искусстве, и его функции неразрывно связаны с ФОИ. Все это позволяет считать понятие функциональной основы искусства одним из ключевых понятий общей теории искусства.

 

*   *   *   *   *

 

Основное содержание диссертации опубликовано в следующих работах:

1.      Диалектика способностей и потребностей и некоторые проблемы эстетики. - Рукопись депонирована в Информкультуре. Серия "Общие вопросы эстетики", 1982 г. № 2. - 2 а.л.

2.      Некоторые особенности моделирования действительности как структурной основы художественного произведения. - В сбор.: Проблемы этики и эстетики. Вып. 2., Л., 1975. - 0,4 а.л.

3.      Некоторые эстетические аспекты реализации идеологического потенциала произведения искусства в процессе его восприятия. - Тезисы докладов к III Всесоюзной научно-теоретической конференции аспирантов вузов и НИИ Министерства культуры СССР на тему "О роли социалистической культуры и искусства в идейно-политическом, нравственном и эстетическом воспитании советских людей". - Кишинев, 1976, - 0,12 а.л.

4.      НТР и роль клуба в удовлетворении культурных потребностей населения.- В сбор. трудов НИИК № 115, 1982.- 0,7 а.л.

5.      Введение к сборнику трудов НИИК "Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации". - 0,3 а.л.

 

© Дружкин Ю.С. 2004 г.

 

 

Наверх

На главную

 



Hosted by uCoz