Юрий Дружкин

На главную 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА (ФПИ)

 

(Эти рабочие материалы материал были написаны во время работы над арт-тренингом — психотехнической системой, направленной на интенсификацию процесса взаимодействия человека с искусством. Частично они вошел в книгу "Психотехника художественной деятельности".)

 

Создается впечатление, что наше время - не самое благоприятное для искусства. Тем более, для наук об искусстве - эстетики и искусствознания. И действительно, острота экономических и политических проблем задает "слишком прагматический" настрой. Далеко позади остались шестидесятые - семидесятые годы, когда эстетика переживала известный подъем, основным пафосом которого был "поворот к человеку", утверждение принципа самоценности человеческой личности.  Этот поворот имел, как свой идеологический, можно сказать даже мифотворческий аспект, так и определенные теоретические, проблемные доминанты. Первый состоял в попытке усмотрения глубинного тождества эстетического и коммунистического идеалов, разрешающих противоречия личности и общества, природного и социального, необходимости и свободы... Нарочито подчеркивая свой марксистский характер, эстетика тех лет и сам коммунизм рассматривала сквозь призму эстетического, что создавало вопиющий диссонанс с так называемым "реальным социализмом".  Постоянно цитируемыми были марксистские тезисы о "преодолении отчуждения",  "скачке из царства необходимости в царство свободы". Это походило на предъявление счета, а в действительности было косвенной формой утверждения идеи "социализма с человеческим лицом".

Одной из важнейших теоретических доминант, призванных подвести под эту идеологему научное основание, оказалась проблема функций искусства.  Вопрос о функциях искусства и механизмах его функционирования был одним из самых активно обсуждаемых (чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к работам ведущих эстетиков тех лет - М.С. Кагана, С.Х. Раппопорта, Ю.Б. Борева, Л.Н. Столовича и других). Предлагались разнообразные перечни функций и разные способы их классификации. От поиска главной функции искусства, раскрывающей его сущность перешли к утверждению полифункциональности искусства как принципа,  а затем и к идее системы функций. Было выработано представление, согласно которому, искусство удваивает человеческую жизнь еще и в том отношении, что оно воспроизводит и интегрирует все функции человеческой духовности, каждая из которых нашла свое особенное развитие в различных специализированных формах человеческой деятельности (познавательная - в науке, воспитательная - в педагогике и т. д.). Поскольку функции искусства обнаруживались как в отношении человека, так и в отношении общества, постольку само искусство рассматривалось как образец  гармонического разрешения противоречий человека и общества. При анализе этой проблемы особо подчеркивались следующие моменты:

1.                Объективный и естественный (спонтанный) характер функционирования искусства, которое реализует свои функции в силу того, что они ему присущи по самой его природе, независимо от чьего-то намерения.

2.                Комплексный (интегральный) способ функционирования искусства, в соответствии с которым, оно осуществляет свои функции, так сказать, "в едином пакете". Функционирование искусства представляет собой единый и целостный процесс. Расщепление этого единства на множество различных функций может быть лишь результатом применения того или иного исследовательского подхода. Так белый луч несет в себе целый спектр цветов, и требуется специальная исследовательская процедура, чтобы это разнообразие выявить.

3.                Неутилитарный характер отношения человека к искусству как условие наиболее полной реализации функций последнего.

Добавим к этому, что вопрос о функциях искусства рассматривался в неразрывной связи с вопросом о его сущности. Соответственно, теория функций искусства носила фундаментальный характер и обладала объяснительной направленностью.

Обращаясь к этому, формально, не столь уж далекому прошлому, чувствуешь, как сильно характер и направленность этих рассуждений диссонируют с общим строем сегодняшнего сознания. Они органически соответствовали своему времени. Это время прошло и прошло безвозвратно.

Однако, безвозвратно не значит бесследно и не значит бесплодно. Более того, есть основания утверждать, что результаты именно исследований в области функций и механизмов функционирования искусства могут оказаться активно затребованными именно в наше, весьма прагматичное время. Для того, чтобы лучше понять это, предпримем мысленный эксперимент и сами намеренно займем в отношении этих вопросов последовательно утилитарную позицию.

 

*   *   *   *   *

 

Итак, искусство обладает системой разнообразных и жизненно важных функций по отношению к человеку, обществу, культуре. Как выглядит это утверждение с прагматической точки зрения? Прежде всего, мы должны констатировать, что существенным образом переосмысливаются приведенные выше три позиции.

1.   Теперь нас уже не столь сильно должна занимать объективно присущая искусству тенденция осуществлять (спонтанно) свои функции, проявляя тем самым свою природу. Нам становится интересным другое. Если искусство обладает способностью оказывать некое действие на человека, на общество, на культуру в целом, то возникает естественный вопрос: в какой мере и каким образом эта его способность может быть целенаправленно и сознательно использована? При таком взгляде, функции искусства важны нам не столько сами по себе, не столько как проявление сущности искусства, сколько как функциональный потенциал искусства, который мы можем освоить и, по мере необходимости, привести в действие в нужном для нас направлении.

2.   Утверждение о комплексном характере функционирования искусства при таком подходе уже не может нас удовлетворить. Нам необходимо знать, существует ли принципиальная возможность на практике выделить и реализовать ту или иную необходимую для нас часть его функционального спектра.  Причем, в разных конкретных случаях будут представлять практическую значимость разные составляющие функционального потенциала искусства. В соответствии с этим, главным предметом интереса становится не интегральная целостность системы функций искусства, а возможность избирательного и фокусированного использования тех или иных отдельных его элементов или их комбинаций.

3.   Если "незаинтересованное" отношение к искусству является условием (фактором) адекватной реализации его функциональных возможностей, то возникает практическая задача овладеть "техникой" соответствующего отношения, то есть техникой правильного (=эффективного)  взаимодействия человека с искусством.

Мы видим, что такое изменение подхода вносит значительные содержательные изменения в общую картину. Прежде всего, важно отчетливо осознать различие между функциями искусства и его функциональным потенциалом.  Функциональный потенциал есть то, что при соответствующей необходимости может быть использовано кем-то. С точки зрения охарактеризованного в начале функционального подхода данный признак не является определяющим.

Таким образом, понятие функционального потенциала искусства (ФПИ) в неявном виде "приводит за собой" новый очень важный элемент. Этим элементом является некий потенциальный субъект, который может иметь (не иметь) интерес в том, чтобы с определенной целью использовать (не использовать) те или иные составляющие функционального потенциала искусства. Для обозначения этого элемента договоримся применять термин "пользователь"

Сразу обратим внимание, что этот термин не совпадает по смыслу ни с понятием "субъект художественного восприятия", ни с понятием "субъект художественного творчества". У него существенно иные задачи, и он находится с произведением искусства в существенно ином отношении. Хотя, для решения своих специфических задач он может, по мере необходимости, вставать как в позицию субъекта художественного восприятия, так и в позицию субъекта художественного творчества. Если правильно понять это, то термин "пользователь" теряет свой несколько шокирующий оттенок. Некто может стать пользователем функционального потенциала произведения, но не самого произведения, не художественного образа, тем более, не его персонажей (если таковые имеют место). Термин "пользователь" означает то, что является системным дополнением ФПИ и ничего более. Отношение ФПИ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ раскрывается с помощью еще двух элементов: ЗАДАЧИ и ТЕХНОЛОГИЯ. В данном случае используется более широкое (относящееся не только к производственным процессам) понимание технологии, включающее в себя и так называемые гуманитарные технологии.  Пользователь обращается к ФПИ в связи с тем, что у него есть задачи, которые он намеревается таким образом решить. Для того, чтобы привести ФПИ в соответствие с этими задачами, должна быть использована соответствующая технология. Таким образом прагматический подход к вопросу о функциях искусства раскрывается в модели, имеющей, как минимум, следующие четыре элемента:

·                    функциональный потенциал искусства (ФПИ) или произведения (ФПП) (Если отвлечься от этих различий, то можно образовать более общее понятия "функциональный потенциал", обозначив его как Ф)

·                    пользователь (П)

·                    задачи (Э)

·                    технология (Т)

Остановимся (с разной степенью подробности) на этих четырех элементах.

Функциональный потенциал искусства. ФПИ представляет собой комплекс потенциальных возможностей искусства оказывать некоторое воздействие на некоторую систему (вносить изменения в ее состояние или в процесс ее функционирования), являющуюся в этом случае объектом воздействия. Мы можем рассматривать ФПИ  искусства в целом, либо каких-то его видов и подвидов. В отношении объекта воздействия мы будем выделять и рассматривать как относительно самостоятельные аспекты ФПИ,  как а) психологический, б) социальный, в) культурный. В рамках данной статьи мы ограничимся рассмотрением психологического аспекта ФПИ, подразумевая под ним комплекс потенциальных возможностей искусства вносить изменения во внутренний мир человека. Во-первых, этот аспект чрезвычайно важен. В определенном смысле, он обуславливает собой существование двух других. Во-вторых, он и сам по себе чрезвычайно многогранен, несет в себе неисчерпаемое богатство возможностей. Характеризуя ФПИ, как в целом, так и в различных его аспектах, следует сразу уяснить, что он не является каким-то четко структурированным и упорядоченным целым, своего рода каталога программ. Такого единого на все случаи каталога не только не существует, но и не может существовать в принципе, как не может существовать единственно возможного списка всех действий, которые может произвести человек. И в том и в другом случае уместно говорить лишь о некотором пространстве возможностей. Это пространство возможностей структурируется в ответ на появление трех других элементов парадигмы:  пользователя, задач и технологии. Однако, общее (рабочее) его описание дать можно.

·                    Искусство обладает способностью обеспечивать свой контакт с человеком: оно содержит в себе факторы, привлекающие внимание человека, удерживающие его необходимое время и управляющие им, оптимизируя тем самым процесс художественного восприятия;  оно также  доставляет человеку эстетическое наслаждение, создавая  мотивацию для дальнейших контактов с искусством.

·                    Искусство обладает средствами изменять состояние сознания (режим психической деятельности) человека, делая его значительно более восприимчивым к содержащимся в произведении  информационным и программным ресурсам.

·                    Искусство несет в себе тщательно отобранный, сконцентрированный, социально значимый жизненный опыт, который благодаря измененному состоянию сознания субъекта переживается им как личностный и эффективно осваивается (присваивается), приобретая статус его собственного опыта, формирующего не только картину мира, но и систему отношений.

·                    Будучи опытом переживаемым (=опытом переживания), этот опыт включает в себя опыт отношения к жизни, и осваивается через его эмоциональное переживание, что делает искусство фактором управления эмоциональными состояниями человека и его эмоционального развития.

·                    Одновременно с этим, происходит усвоение значительных массивов информации, которые несет в себе художественное произведение, расширяя таким образом горизонты знания человека.

·                    Расширение горизонтов знания и опыта отношения (присвоения системы ценностей) делает искусство универсальным инструментом освоения культуры.

·                    Искусство ставит человека перед целым комплексом творческих задач, создавая одновременно условия, благоприятствующие их успешному решению (к такого рода благоприятным условиям принадлежит и измененное состояние сознания, о чем было сказано выше). Это обеспечивает комплексное вовлечение духовных сил человека в процесс их эффективного функционирования, и, следовательно, тренировку, совершенствование,  развитие способностей.

·                    Искусство открывает доступ к массивам личной памяти субъекта, вовлекая ее содержание в процесс художественного переживания, что нередко приводит к освобождению от груза некогда испытанных потрясений  и тяжелых переживаний, то есть к катарсису.

·                    Все это расширяет возможности рефлексии, делая искусство инструментом самопознания и развития самосознания.

·                    Комплексным результатом интенсивного взаимодействия человека с искусством становится опять-таки изменение его сознания, но уже не только состояния сознания, но и самой структуры сознания. То есть, речь теперь уже может идти об эффекте долговременного характера. Важнейшей стороной этого является изменение границ осознаваемого и неосознаваемого или расширение сознания.

·                    Проявляется этот эффект далеко за пределами сферы искусства - в повседневной личной жизни человека, в динамике его социальных контактов, в общении, в профессиональной деятельности, в творчестве, которое не обязательно связано именно с искусством и т.д. Все это можно определить как общее повышение эффективности жизнедеятельности.

Если попытаться определить значение всех вышеописанных эффектов с точки зрения их отношения к сознанию человека, то они, по-видимому, могут быть сведены к следующим трем моментам:  а) изменение состояния сознания, б) изменение содержания сознания, в) изменение структуры (архитектоники) сознания. Во всех трех случаях сознание следует рассматривать в неразрывной связи с бессознательным. Если же воспользоваться  компьютерной метафорой, то все можно свести к следующим аспектам: а) оперативное управление ("манипулирование") психикой, б) информационное обеспечение психики,  в) программное обеспечение психики.

Все эти процессы в той или иной мере происходят во время (и в результате) любого взаимодействия человека с искусством. Способность искусства вызывать эти процессы и управлять ими и является его функциональным потенциалом. Намеренное обращение субъекта к ФПИ с некоторой определенной целью превращает его, согласно нашему определению, в пользователя. При этом, не существенно, каким образом и как (насколько реалистично или фантастично) он этот потенциал представляет. Пользователь может иметь намерение направить возможности искусства на достижение некоторых изменений как в себе самом, так и в других людях (например, в контексте педагогической деятельности). Функциональный потенциал искусства будет выявлен и реализован по-разному в зависимости, во-первых, от намерений (запросов) пользователя, и во-вторых, от личностных особенностей его самого или тех, на кого он намеревается направить действие факторов, составляющих ФПИ.

Здесь возникает один существенный момент. Искусство реализует свой функциональный потенциал независимо от применения каких-либо специальных приемов и техник (без специальной технологии). Хотя, в той или иной мере, технология взаимодействия с искусством сама является частью культуры, которая дает нам образцы того, как лучше организовать слушание музыки того или иного типа, просмотр картин и т.д. Однако, вопрос заключается в том, возможно ли создание технологий специализированного и усиленного типа, сориентированных на интенсификацию действия ФПИ в определенном, заранее заданном направлении. Так, может быть просто хорошее питание, но может быть и специально, с определенной целью подобранная диета. Если продолжить пример с принятием пищи, то уместно вспомнить, что этот процесс, совершающейся на фоне специальной медитации, многократно усиливает качество ее усвоения и общий энергетический эффект. И диета, и специальные медитации относятся уже к тому, что можно назвать специализированной технологией потребления пищи. Другой пример дает нам дыхание. Дышать вообще полезно, конечно, при том условии, что воздух, которым мы дышим не отравлен различными вредными веществами. Но, достигаемый при этом положительный эффект может быть, во-первых, усилен, а во-вторых, конкретизирован с помощью специальных дыхательных упражнений (технологии дыхания). Третий пример ближе к основному предмету нашего обсуждения. Известно, что общаясь, разговаривая друг с другом, мы в той или иной мере оказываем друг на друга определенное влияние. Чаще всего - непреднамеренное. Однако, сознательное и систематизированное использование факторов влияния, содержащихся в процессе общения, дает нам целый спектр различных технологий, активно применяющихся в психотерапии, педагогике, политике, торговле и других видах деятельности. Гипноз и суггестия относятся к такого рода технологиям.

Однако, для применения той или иной технологии не достаточно наличие пользователя, со своими проблемами и намерениями использовать для их разрешения ФПИ. Необходимы задачи, сформулированные в явном виде, причем, достаточно отчетливо. Для того, чтобы такие задачи сформулировать, необходимо достаточно хорошо представлять себе технологию и ее возможности. Пользователь, как правило, не в состоянии справиться с этим самостоятельно. Ему нужна помощь специалиста. Если пользователь исходит при этом из своих проблем и потребностей, то специалист идет к нему навстречу, исходя, прежде всего, из своего понимания возможностей технологии.  Специалист не является элементом парадигмы. Он - ее непосредственный носитель и реализатор. Он, поэтому, должен свободно ориентироваться во всех ее составляющих. Знания одной лишь технологии как системы приемов и методов  ему не достаточно. Он сочетает две позиции - технологическую и методологическую. 

Какие задачи могут быть поставлены? Функциональный потенциал искусства обладает широким спектром возможностей разнообразного воздействия на человека. Эти возможности могут быть с успехом использовании в решении вопросов обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, психотерапии, а также для развития специфических способностей и приобретения специфических навыков, связанных творческой деятельностью,  с применением иррациональных, интуитивных механизмов ориентации в социальном пространстве и т. п;. Предельно частный пример: если человеку в силу специфических особенностей его профессиональной деятельности приходится постоянно общаться с разными, часто незнакомыми, людьми по телефону, и ему необходимо по голосу понять характер и настроение человека и выработать адекватный подход, то в решении такой задачи ФПИ располагает соответствующими возможностями. Если человек напряженно работает над решением некоторой  интеллектуальной задачи (научной, управленческой и т.д.) и он нуждается, во-первых, в активизации своего творческого резерва, во-вторых, в изменении привычного ракурса рассмотрения проблемы, в-третьих, в получении неких эвристических "подсказок" (вроде ньютоновского яблока), то и в этом случае обращение к ФПИ будет с большой вероятностью продуктивным. Примеры можно умножать до бесконечности. Поскольку более точное и строгое формулирование  задач, как уже было сказано, предполагает учет особенностей технологии,  которую предполагается применить для их решения, то мы и перейдем к разбору именно этой позиции, чтобы затем вернуться к более полной характеристике самих задач.

Любая технология базируется на некотором подходе к использованию возможностей, которые несут в себе те или иные объекты, процессы, явления и их связи  (закономерности). В основе подхода, в свою очередь, лежит определенное  представление об этих объектах, процессах, явлениях. Это базовое представление (модель) фиксирует наиболее существенные с практической точки зрения узловые моменты целого, на которые предполагается опираться в первую очередь для наиболее полного выявления заложенных в нем позитивных возможностей. Помимо этого, технология предполагает некий обоснованный выбор средств, с помощью которых и осуществляется реализация этих возможностей.

Технология, о которой в данном случае идет речь, называется арт-тренинг (АрТр). Ее суть - расширение возможностей освоения функционального потенциала искусства путем повышения интенсивности взаимодействия человека с искусством. Поэтому, мы можем определить Арт-тренинг как технологию интенсивного взаимодействия человека с искусством. В качестве ведущей формы взаимодействия АрТр использует процесс художественного восприятия. Помимо того, что данная форма взаимодействия человека с искусством является наиболее распространенной и доступной (она в наименьшей степени предполагает специальную предварительную подготовку), художественное восприятие представляет особый практический интерес также и потому, что входит в качестве существенного компонента как в процесс художественного творчества, так и в исполнительскую деятельность (в том случае если таковая имеет место). Многие технологии художественного развития личности используют в качестве базового творческий процесс. То же самое можно сказать о большинстве методов арт-терапии. Возможности процесса художественного восприятия в этом отношении как раз наименее исчерпаны (проработаны). И это является одной из причин выбора именно его в качестве основного процесса, используемого в арт-тренинге.

Особо подчеркнем, что художественное восприятие суть не то же самое, что восприятие художественного произведения. Художественное восприятие есть, прежде всего, особый (художественный) способ восприятия. Можно глядеть на картину так, что это не будет художественным восприятием. С другой стороны, художник, рассматривающий некоторый предмет с намерением его нарисовать, уже, тем самым, воспринимает его художественно, ибо его психика работает в режиме художественного восприятия. Точно также, художественным будет его восприятие красок, которые он только еще выбирает для рисования. Таким образом, говоря, что арт-тренинг основывается, прежде всего, на художественном восприятии, мы имеем в виду огромную важность освоения художественного восприятия как особого режима или способа психической деятельности. Освоить этот способ значит овладеть техникой такого рода деятельности. Наконец, в режиме художественного восприятия реализуются в полной мере все существенные характеристики художественного сознания как особой, специфической формы структурирования опыта. Можно даже сказать, что художественное восприятие есть восприятие "в режиме" художественного сознания. Если человек находится в состоянии художественного сознания, то его восприятие в целом, восприятие любого объекта, согласно нашему пониманию, будет художественным восприятием.

Значение особого (измененного) состояния сознания для восприятия искусства, с одной стороны, и способность самого искусства изменять состояние сознания человека, с другой, являются положениями достаточно общепризнанными.

Особое состояние сознания, связанное с искусством, представляет собой особый способ системной организации опыта, проявляющий себя и в процессе художественного восприятия и в творчестве и в структуре художественного произведения. Что же касается собственно художественного восприятия, то этот процесс чрезвычайно удобно использовать в качестве пути для вхождения в "арт-сознание" и психотехнического его освоения. Таким образом, арт-тренинг является, прежде всего,  психотехникой художественного сознания. Именно это и дает ему возможность выступать в качестве технологии использования ФПИ в прикладных целях.

Область применения такой технологии может быть достаточно широкой. Во всех случаях, когда успех (результативность), благополучие или здоровье людей находятся в зависимости от их способности интегрального применения своих способностей (объединяя интуитивное и рациональное, эмоциональное и логическое, вербальное и невербальное  и и.д.) такого рода техники арт‑тренинга могут оказаться весьма эффективными. Попробуем выделить  наиболее важные такие области:

1.   Профессиональная деятельность в искусстве.

2.                  Гуманитарные и творческие профессии. Представителям этих профессий арт‑тренинг мог бы быть полезен, как минимум, по следующим двум причинам. Во‑первых, способность тонкого восприятия и понимания, умение пользоваться своей интуицией и понимать «подсказки» бессознательного относится к тому, что определяет не только успешность их деятельности, но и профессиональную пригодность как таковую. Во‑вторых, многое в их профессии зависит от вдохновения, которое, как мы уже выяснили, напрямую связано с переходом в комплексную реальность.

3.                  Деятельность, требующая развитой способности общения. Арт‑тренинг развивает способность интуитивной ориентации в другом человеке и в самом себе. Он также обостряет чувствительность ко всем каналам и средствам общения, к языкам общения. Само искусство является универсальным каналом и языком общения, в максимальной мере использующим и синтезирующим в себе культуру общения, накопленную человечеством. Освоение этой культуры, как нам представляется, гораздо больше развивает способность к общению, нежели освоение некоторой суммы техник и приемов, пускай и очень эффективных.

4.                  Формирование среды. Формирование среды, где люди живут и работают, требует целого комплекса знаний и профессиональных навыков. Среди способностей, необходимых для этого, значительная роль принадлежит высокой восприимчивости и чувствительности, умения интуитивно схватывать и осознавать то воздействие, которое оказывают на нас все факторы окружающей среды, форма и цвет предметов, их взаимное расположение и т. д.

5.                  Формирование имиджа.

6.                  Психотерапия, психопрофилактика, развитие личности.

7.                  Развитие способностей эффективного "потребления" художественной культуры.

 

ФПИ основывается на том, что искусство имеет доступ к творческой мощи человеческого существа, с одной стороны, и к ресурсам культуры, с другой. Искусство умеет превращать ресурсы культуры в ресурсы личности, мобилизуя и активизируя при этом весь ее творческий потенциал.

 

Январь 1998 г.

© Дружкин Ю.С. 2004 г.

 

Наверх

На главную

 

Hosted by uCoz